Для прочтения истории кембрийского периода воспользуемся горными породами разных фаций. Чаще других на обширных пространствах распространены среди кембрийских отложений морские фации, представленные прибрежными мелководными песчанистыми образофваниями или также мелководными археоциатовыми известняками и водорослевыми доломитами. Нередки аргиллиты, глинистые, кварцевые, битуминозные сланцы и известняки открытого моря более глубокой зоны. Широкое распространение морских фаций свидетельствует о том, что большие площади современных материков затоплялись тогда морями.
Наряду с морскими осадками немалое значение имеют лагунные фации, выраженные красноцветными, соленосными и гипсоносными породами, которые так часто встречаются на Сибирской платформе и в Соляном кряже Индии. Возможно предполагать, что эти отложения накапливались на дне отшнуровывавшихся от открытого моря лагун или соленых озер, в которых шло испарение в обстановке теплого, даже жаркого климата. Во всяком случае несомненно, что соленосные, гипсоносные пласты и доломиты могут отлагаться в воде с повышенной против нормы (3,5%) соленостью.
Наконец накапливается все больше данных о присутствии среди толщ кембрия наземных континентальных фаций, к которым прежде всего надо отнести ледниковые образования, тиллиты, встреченные в основании кембрийских отложений в Южной Австралии и, возможно, в Южной Скандинавии.
Однако подчеркнем, что господствующими осадками являются морские. Тип их и распространение показывает, что если в начале кембрия платформы были обширными континентами, то к середине периода значительные их части оказались затопленными морскими водами.
Редкость вулканогенных фаций указывает на слабфй вулканизм тех эпох на Земле. Тем не менее в подвижных, геосинклинальных зонах Азии и Австралии, контуры определились к началу кембрия, наблюдаеться значительные толщи основных, реже кислых изверженных пород с туфоконгломерами и туфобрекчиями, превращенными в зеленокаменную формацию.
Ценность свидетельства горных пород неизмеримо возрастает при наличии остатков организмов. Они дают возможность глубоко проникать в палеографию, реконструировать органический мир, иногда с большими подробностями, и устанавливать обоснованный геологический возраст пластов.