Размеры крупные. Длина тела 64-75; хвоста 44-54; уха 17,5-22,5; козелка 7,5-9,5. Предплечье 48,5-55,5. Общая длина черепа 19-22; кондилобазальная длина 19-21; скуловая ширина 13-15; межглазничный промежуток 4,3-4,6; ширина черепа 10,2-11,6; длина верхнего ряда зубов 7-8 мм. Фото позднего кожана ниже.
Окраска высокого, но редкого и неровного меха подвержена географической изменчивости и подробно расписана ниже в диагнозах подвидов.
Ушные раковины более толстокожие, чем у вида Огнёва, но по общей конфигурации также несколько напоминают уши ночниц, лишенных каких-либо специфических образований (выростов, складок, глубоких вырезок). Козелок наибольшей ширины достигает в основной трети и в средней части, неравномерно суживаясь к не отклонённой вершине.
Крылья у этих кожанов широкие и тупые. Третья метакарпальная кость равна четвертой и лишь на 1-1,5 мм длиннее пятой. Эпиблема очень слабо развита и лишёна поперечной перегородки. Конец хвоста на 5-7 мм выступает из межбедренной перепонки.
Половой орган самца относительно короткий, сильно расширенный к округлённой вершине и несколько уплощённый сверху.
У самок одна пара сосков.
Нёбных складок 7; первая – цельная и прямая; 2-6-я с резким прогибом в средней части, где они разрезаны, но отдельные половинки сближены друг с другом; седьмая имеет вид тупого угла, обращённого вершиной к затылочной части.
Поздний кожан имеет плоский череп; верхняя линия профиля почти прямая. Носовой отдел, если смотреть на него сверху, представляет собой плоскую площадку, которая у основания скуловых отростков челюстной кости имеет наибольшую ширину, откуда следует сужение как вперёд, так и в сторону сильно суженного межглазничного промежутка. Вырезка носового отверстия узкая и небольшая. Вдоль задней половины носовой крыши тянется продольное углубление, отделённое валиком от расположенных по его бокам неглубоких, но ясно выраженных впадин. Мозговая капсула в плане округла и резко сужена к межглазничному промежутку. Скулы широко расставлены, особенно в задней части. У этого вида хорошо развит ламбдоидальный гребень. Место его верхнего перегиба и соединения с плоским основанием сагиттального гребня выступает назад, так что, если смотреть на череп сверху, бугра затылочной кости не видно.
Поздний кожан имеет крупный и двухвершинный внутренний верхний резец. Единственная вершина очень мелкого внешнего резца тесно прижата к основанию внутреннего резца. Задний коренной зуб резко уплощён в передне-заднем направлении; третья комиссура недоразвита; по длине она не превышает второй комиссуры и не менее чем вдвое уступает первой; иногда он представлена совсем ничтожным отрезком, направленных к основанию зуба.
Распространение:
Обитает от Англии через центральную и южную Европу, Кавказ, Среднюю и центральную Азию до Ордоса и Сычуани. Северная граница идёт от Англии через Варшаву, Харьков и Чкалов примерно на оз. Балхаш.
Поведение и образ жизни:
Экология. Для дневного сна зверьки скрываются в различные убежища, непременно связанные с жильем или другими сооружениями человека. Особенно охотно поселяются они на чердаках домов, в щелях за дощатой обшивкой карнизов, в промежутках между двойными стенами т.д. Число особей составляющих одну колонию, колеблется от нескольких десятков до нескольких сот.
Вечерняя кормёжка начинается с наступление густых сумерек. В южной Туркмении они вылетают одновременно или на 10-15 минут позже обычного там нетопыря-карлика.
Покинув убежище, зверьки направляются на какой-нибудь определённый, избранный на время и, видимо, наиболее кормный участок. Полёт их принимает характер настоящей «тяги». Десятки или даже сотни этих крупных летучих мышей, мерно помахивая широкими крыльями, летят обычно одна за другой, образуя беспрерывную вереницу.
Дальность и направление полётов, совершаемых каждый вечер кожанами, время от времени меняются, что обусловлено, вероятно, изменениями, происходящими среди насекомых, за которыми они охотятся.
Крупные жесткокрылые в рационе поздних кожанов преобладают над другими группами насекомых (т.е. зверьки питаются в основном жесткокрылыми насекомыми). В связи с такой грубой пищей у этих летучих мышей отмечено сильное ороговение эпителия пищевода и быстрое стирание зубов. Даже у сравнительно молодых особей зубная поверхность приобретает вид почти гладкой площадки. Старые же кожаны, действуя челюстями, не столько режут, как механически давят тело пойманного жука, выбрасывая надкрылья и другие части хитинового покрова. Хруст разрушаемой челюстями добычи можно слышать на большом расстоянии.
Самки рожают по два детёныша.
Перелётов он не совершает, а остаётся в местах летнего обитания. Перед наступлением холодов происходит перегруппировка, увеличение и местное переселение колонии в убежища, хорошо защищённые от непогоды.