ЭРА ДРЕВНЕЙ ЖИЗНИ—ПАЛЕОЗОЙСКАЯ

Название палеозойской эры, или палеозойской группы слоев, было предложено в 1837 г. английским геологом Седжвиком, который отнес к ней две системы — силурийскую и девонскую. Теперь палеозой объ­единяет пять систем: кембрийскую, силурийскую, девонскую, каменно­угольную и самую молодую — пермскую. За последние годы стали выде­лять ниже кембрия песчано-глинистую толщу, обозначаемую названиями эопалеозой или эокембрий. Многие причисляют сюда синийские отло­жения и считают их самыми древними накоплениями палеозоя.

Мощные и неоднократные тектонические циклы воздвигли в зем­ной коре в течение докембрия такие обширные плиты, как Русская, Си­бирская, Китайская, Северо-Американская, Южно-Американская, Аф­риканская и Австралийская. Возможно, что последние три соединялись 4 в один грандиозный материк, получивший наимецрвание Гондваны. Он существовал в течение всего палеозоя.

Перечисленные обширные материковые массивы испытывали коле­бательные движения сравнительно небольшой амплитуды, вследствие чего-то одни, то другие части их покрывались эпиконтинентальными неглубокими морями. В них осаждались известняки, мергели, глины, реже песчаные породы. Во времена восходящих движений накаплива­лись красноцветные, главным образом наземные, отложения. Мощность эпиконтинентальных, или платформенных, накоплений достаточно раз­лична. Например, на Русской и Северо-Американской платформах мощ­ность кембрия и силура достигает 500 м, мощность же пород этих си­стем на Сибирской платформе местами больше 2000 м. Но в общем мощность платформенных отложений в несколько раз меньше геосин- клинальных. Так, мощность карбона на Русской платформе не больше 400 м, тогда как в Уральской геосинклинали она равна 4000 м. Этим ярко проявилась различная подвижность платформенных и вновь об­разовавшихся подвижных, или геосинклинальных, зон. Таковыми в те­чение палеозоя были каледонские и герц и некие геосинклинали, развивавшиеся в пределах всех материков северного полушария и слабо проявившиеся на материках южного полушария.

В подвижных, геосинклинальных зонах мобильность земной коры способствовала образованию крупных разломов; по ним изливались нередко большие массы лав и извергались в огромных количествах туфы, туфобрекчии. Это были главным образом продукты подводных извержений, совершавшихся преимущественно в эпохи больших погружений’ земной коры и ее растрескивания. В эпохи же поднятий подвижных зон; в осадочные толщи происходили внедрения, интрузии, магмы, затвер­девшей в массивы кристаллических пород — гранитов, габбро и др. Характернейшим для подвижных зон являлась резкая расчленен­ность рельефа — глубокие впадины чередовались с приподнятыми участками, являвшимися отмелями или островами, что придавало в не­которые стадии развития подвижных зон архипелаговый тип заполняв­шим их морям.

Наряду с отложившимися в подвижных зонах палеозойскими тол­щами отдельные участки оказались сложенными кристаллическими докембрийскими образованиями. Как правило, палеозойские породы лежат’ несогласно на их размытой поверхности и начинаются часто базаль­ными конгломератами. Это показывает, что палеозойские геосинклинали закладывались в докембрийском субстрате вследствие его раздробле­ния и распадения.

Подробное изучение платформ обнаружило, что в пределах их также имеются впадины и поднятия; в первых палеозойские отложения имеют значительную мощность, во много сотен метров, до 2—3 тыс.; во-вторых эта мощность достигает нескольких первых сотен и даже десятков мет­ров, иногда же палеозой полностью отсутствует. Следовательно, в те­чение палеозоя докембрийский кристаллический субстрат претерпевал- раздробление на блоки, и каждый из них испытывал самостоятельные движения как в платформенных областях, так и во вновь возникших геосинклинальных, подвижных зонах. Различие заключалось в размахе этих движений, достигавших в геосинклиналях тысяч метров по верти­кали, на платформах — сотен или десятков метров. Вследствие этого в геосинклиналях из глубин Земли поднимались огромные магматиче­ские массы, на платформах, кроме отдельных исключений, магмати­ческие образования оказывались небольшими по мощности. Но в обоих случаях из недр поступали в земную кору и на ее поверх­ность глубинные вещества, продолжавшие строить внешние оболочки’ нашей планеты.

Необходимо отметить образование в краевых частях платформ про­гибов, располагавшихся у вновь возникавших палеозойских складчатых структур и горных сооружений. В этих краевых, или предгорных, про­гибах накапливался в больших мощностях обломочный материал от разрушения поднявшихся гор. Как мы уже знаем, подобное накопление получило название моласса.

Наряду с грандиозными изменениями в земной коре палеозойская- эра ознаменовалась развитием многочисленных и разнообразных пред­ставителей растений и животных, образовавших нередко огромные скоп­ления ископаемых. Они позволяют стратифицировать палеозойские толщи и дают надежные основания для синхронизации удаленных друг от друга отложений. Комплекс ископаемых разделяет палеозой на три части: нижний, средний и верхний. Нижний палеозой охватывает кембрий и силур и характеризуется морскими беспозвоночными, первыми панцирным» рыбами, водорослями и первыми простейшими наземными растениями. Средний       палеозой заключает девон и нижний карбон,

отличаясь значительным количеством наземных растений, морскими бес­позвоночными, рыбами и появлением амфибий. Верхний палеозой на­чинается средним карбоном и заканчивается пермским периодом. Заме­чателен расцветом наземной споровой растительности, под конец голо­семянных, морскими и наземными беспозвоночными, ганоидными и акуловыми рыбами, амфибиями и первыми пресмыкающимися.